С 22 по 28 марта 2021 г. в Республике Беларусь пройдет Неделя финансовой грамотности детей и молодежи (Global Money Week – 2021) под девизом ”Береги себя, береги свои деньги“
C 22 по 28 марта 2021 года в Республике Беларусь пройдет Неделя финансовой грамотности детей и молодежи.
Традиционно в рамках этой недели проходят многочисленные мероприятия, направленные на формирование финансовой грамотности молодого поколения. В этом году слоган недели – «Береги себя, береги свои деньги» (с тематическим акцентом на вопросах цифровой грамотности в финансовой сфере).
Международная неделя финансовой грамотности – это ежегодная общемировая компания повышения осведомленности детей и молодежи о финансах. Начало Global Money Week было положено в 2012 году, и с тех пор ее участниками стали более 170 стран и территорий по всему миру. Республика Беларусь с 2013 года присоединилась к числу партнеров этого международного движения и каждый год участвует в важной образовательной инициативе.
Во время Недели финансовой грамотности будут рассмотрены стремительно развивающиеся цифровые финансовые продукты и сервисы и основные моменты цифровой финансовой безопасности.
С информационными и презентационными материалами, разработанными Национальным банком для проведения Недели финансовой грамотности, можно ознакомиться по ссылке.
https://content.schools.by/21orsha/library/БЕРЕГИ_СЕБЯ_И_СВОИ_ДЕНЬГИ-17_02_2021.pdf
Слайд 1. Береги себя и свои деньги!
Дорогие друзья!
Международная неделя финансовой грамотности (Global Money Week) – это ежегодная общемировая компания повышения осведомленности детей и молодежи о финансах. Начало Global Money Week было положено в 2012 году, и с тех пор ее участниками стали более 170 стран и территорий по всему миру. Республика Беларусь с 2013 года присоединилась к числу партнеров этого международного движения и каждый год участвует в важной образовательной инициативе.
В этом году слоган международной недели финансовой грамотности – ”Береги себя и свои деньги“. Такую важную и интересную тему для проведения мероприятий в рамках недели предложила Организация экономического сотрудничества и развития, которая является ее глобальным координатором.
Почему эта тема так актуальна сегодня? Передовые цифровые технологии уверенно входят в нашу жизнь и делают ее более комфортной. Наши дома и окружающие нас вещи становятся более ”умными“, предоставляют нам удобства и позволяют экономить время. Кроме того, пандемия коронавируса многократно подтолкнула всех нас перестроить свой образ жизни, поменять наши привычки – теперь мы учимся и работаем онлайн, ”ходим“ в гости, музеи и театры по интернету. Инновационные программно-технические решения все активнее применяются и в финансовой сфере. Наше взаимодействие с финансовыми организациями происходит посредством новейших технологий и постепенно перемещается из сферы офлайн-коммуникаций в виртуальную онлайн-среду. Традиционные пункты финансового обслуживания уходят на второй план, а дистанционные каналы доступа к финансовым услугам все больше распространяются.
Для того, чтобы быть полноправным участником цифрового финансового рынка и пользоваться всеми предоставляемыми им возможностями и преимуществами от нас с вами требуется значительно больше знаний, умений и навыков, чем несколько лет назад. К тому же эти процессы сопровождаются возникновением новых финансовых рисков и обостряют вопросы финансовой безопасности. Человеку надо знать и соблюдать основные правила безопасности, которые позволяют минимизировать риски быть обманутыми мошенниками, пытающимися украсть деньги с помощью цифровых технологий.
Поэтому сегодня мы поговорим с вами о стремительно развивающихся цифровых финансовых продуктах и сервисах (которые помогут нам сберечь себя, в частности, в условиях пандемии) и остановимся на основных моментах цифровой финансовой безопасности (которые помогут сберечь свои деньги).
Слайд 2. Дистанционное банковское обслуживание
Дистанционное банковское обслуживание – это возможность пользоваться банковскими услугами без посещения банка. Самыми распространенными технологиями дистанционного банковского обслуживания клиентов сегодня являются интернет- и мобильный банкинг.
Интернет- и мобильный банкинг – это технологии, позволяющие клиенту получить доступ к своим счетам в банке и совершать операции с ними в любое время с любого устройства, имеющего доступ в интернет (в случае интернет-банкинга для выполнения операций используется специальный интернет-сайт (вэб приложение), в случае с мобильным банкингом – мобильное приложение для смартфонов и планшетов).
Преимущества использования интернет- и мобильного банкинга очевидны.
- Вам не нужно добираться в банк, стоять в очереди, тратить время на обратную дорогу. В любой удобный момент вы можете получить доступ к своим счетам и совершить любую операцию не выходя из дома.
- Благодаря этим сервисам банки экономят на расходах на аренду помещений, зарплату сотрудников, технику, канцелярию. Логично, что банки заинтересованы в распространении дистанционного банковского обслуживания – и поэтому они предлагают ”самостоятельным“ клиентам всевозможные бонусы. Если, к примеру, в отделении банка клиент должен заплатить комиссию за какой-либо платеж, то, возможно, в интернет-банкинге такой комиссии не будет, либо она будет заметно ниже. Если вы открываете депозит онлайн – то более привлекательной будет доходность. Если самостоятельно оформляется заявка на выпуск новой карточки – это тоже обойдется дешевле, чем при личном посещении отделения банка. И так по многим другим банковским услугам.
- Наличие у клиента доступа ко всем своим счетам и операциям в режиме 24/7. Понадобилось заплатить за телефон в новогоднюю ночь? Без проблем. Интернет- и мобильный банкинг работают без праздников и выходных.
Сегодня через интернет- или мобильный банкинг можно с легкостью совершить большинство банковских операций. Например:
- получение информации о счетах, а также выписок по ним;
- совершение любых платежей – от коммунальных услуг до налогов и взносов;
- переводы между карточками, в том числе между карточками, выпущенными в разных банках, а иногда – и в разных странах;
- открытие и пополнение депозитов и электронных кошельков;
- погашение кредитов;
- оформление заявок на кредиты, платежные карточки и другие продукты;
- управление лимитами по карточке;
- быстрая блокировка карточки в случае форс-мажора (например, утери);
- могут быть доступны и другие услуги.
Кроме того, здесь всегда можно ознакомиться с актуальными курсами валют, последними новостями вашего банка и получить множество другой полезной информации.
Цифровые технологии дают больше возможностей в жизни и свободного времени на любимые дела. Пользоваться ими удобно и приятно.
Слайд 3. Межбанковская система идентификации
Сегодня, если человек посетит один из банков и лично пройдет в нем процедуру идентификации, он может получать банковское обслуживание с помощью цифровых каналов в любом белорусском банке.
Mежбанковская система идентификации (МСИ) – это информационная система, в которую поступают персональные данные клиентов банков, храняться в ней и используются для дистанционного предоставления услуг. Благодаря МСИ любые банки страны могут дистанционно идентифицировать обратившегося к ним клиента и получить все необходимые данные о нем, даже если этот человек ранее никогда не обращался в данный банк.
Владельцем МСИ, который обеспечивает ее функционирование, является ОАО ”Небанковская кредитно-финансовая организация ”ЕРИП“. Чтобы клиенту пользоваться возможностями МСИ, нужно пройти регистрацию на сайте ЕРИП. После этого можно войти в личный кабинет по логину и паролю. Процедура регистрации в МСИ бесплатная.
Благодаря межбанковской системе идентификации можно:
- стать клиентом любого банка Беларуси, не выходя из дома;
- пользоваться услугами банков и оформлять банковские продукты в режиме 24/7, не подстраиваясь под режим работы банка;
- оформлять банковские продукты в режиме онлайн – например, текущие счета, депозиты, кредиты – и управлять ими;
- получить и изучить свою кредитную историю.
Слайд 4. Биометрия в сфере финансов
Усы, лапы и хвост когда-то были документами кота Матроскина, а сегодня подобным ”удостоверением личности“ может обзавестись любой и называются они биометрические данные.
Биометрические данные – это уникальные сведения, которые характеризуют физиологические и поведенческие особенности человека и, на основе которых можно с достоверно установить его личность. Наиболее популярны пять типов биометрических данных: отпечаток пальца, изображение лица, голос, радужная оболочка глаза, рисунок вен ладони и пальца.
Работа любой биометрической технологии проходит в четыре основных этапа:
- снимок биометрического образца – например, запись вашего голоса или фиксация отпечатка пальца;
- преобразование полученного образца в математический код и создание шаблона (оцифровка);
- сравнение биометрических данных, предоставляемых в момент попытки осуществления операции, с шаблоном – например, вы прикладываете отпечаток пальца к сканеру в момент прохождения паспортного контроля в зоне шенгена, и система сравнивает его с отпечатком, который вы сдавали при оформлении визы;
- результат – система ”понимает“, совпали образцы или нет.
Биометрические технологии используются в таких сферах нашей жизни, как госуслуги, туризм, здравоохранение. Не осталась в стороне и сфера финансов.
По данным международных экспертов около 80% утечек информации связано с некорректным использованием учетных данных, украденными или слабыми паролями (пароль ”123456“ остается самым популярным в мире паролем). Поэтому очевидно, что одних паролей для защиты данных недостаточно.
Сегодня биометрию используют банки, например, при осуществлении платежей, денежных переводов; оформлении вкладов и кредитов в режиме онлайн, при входе в онлайн-банкинг, при доступе к банковским ячейкам пр. При этом биометрия может использоваться как дополнительный фактор подтверждения личности человека вместе с уникальными кодами и паролями, стандартными документами. Такая комбинация факторов позволяет максимально защитить клиентов банков от злоумышленников. Например, при звонке в колл-центр банк использует биометрию, чтобы распознать вас по голосу, но дополнительно попросит озвучить некоторые личные данные. При посещении хранилища с банковскими ячейками может потребоваться отпечаток пальца и, к примеру, паспорт или специальная карта доступа.
Биометрическая идентификация удобна для пользователей. Биометрические данные всегда при вас, их нельзя забыть, как это часто бывает с паролем, или потерять, как это случается, например, с банковской платежной карточкой.
Также плюс применения биометрических технологий для человека – это простота и скорость: приложил палец и платеж прошел.
Таким образом, внедрение и использование биометрических технологий в финансовой сфере удобно, оно упрощает финансовые операции, а также защищает наши деньги от мошенников.
Слайд 5. Современные платежные гаджеты
Благодаря развитию бесконтактных технологий в последние годы вместо карточек все чаще используются всевозможные гаджеты – смартфоны, часы, специальные кольца, браслеты и так далее. Многие эксперты полагают, что в будущем мы совсем перестанем пользоваться карточками в их классической форме и перейдем на альтернативные платежные инструменты.
Смартфоны
Для того чтобы использовать смартфон вместо карточки, он должен быть оснащен специальным NFC-модулем. Такой модуль имеют все современные устройства, однако из-за особенностей развития систем NFC-платежей не каждый смартфон с NFC будет полноценно работать на белорусском рынке. В нашей стране оценить удобство платежей смартфоном могут владельцы гаджетов от Apple, Samsung, HUAWEI и HONOR. Все необходимые настройки легко осуществляются в специальном мобильном приложении. После того как ваша карточка будет привязана к телефону, вы сможете легко оплачивать им покупки как обычной бесконтактной карточкой, поднося гаджет к платежному терминалу.
Платежные кольца
Такой необычный финансовый аксессуар появился в Беларуси в 2019 году. Его можно носить на пальце, как украшение, и при этом бесконтактно оплачивать кольцом товары и услуги. Для этого прямо в кольцо встроен специальный модуль NFC. В настоящее время ”привязать“ к кольцу можно только карточку международной системы Visa. Гаджет ударопрочный, водонепроницаемый и выглядит весьма стильно. Немудрено, что при этом он не бесплатный – платежный аксессуар стоит денег, и немалых. В настоящий момент этот продукт больше подойдет для платежных гурманов и любителей экспериментов – ведь, в отличие от смартфона, который в современном мире нужен каждому, кольцо может выполнять лишь две функции: эстетическую и платежную.
Умные часы
Здесь, как и в случае со смартфонами, платежные сервисы в Беларуси будут доступны владельцам гаджетов от Apple, Samsung, HUAWEI и HONOR. Не трудно догадаться, что в умные часы тоже встроен NFC-модуль. Сама по себе привязка карточки будет осуществляться через смартфон, связанный с умными часами, с помощью специального мобильного приложения. Привязка осуществляется только один раз, после чего часами для оплаты можно пользоваться автономно, не прибегая к помощи смартфона. Помимо платежей, умные часы могут предложить вам множество других функций – от фитнес-трекера до управления аудиосистемой в автомобиле. Возможность бесконтактной оплаты станет лишь приятным дополнением.
И многое другое
Нательные наклейки, специальные перчатки, браслеты и даже накладные ногти с NFC-модулем – это не выдумки сценаристов фильмов о будущем, а реальность, в которой мы живем. Список платежных гаджетов постоянно расширяется. Подобрать устройство по душе сможет даже самый искушенный экспериментатор.
Слайд 6. Оплата с помощью QR-кода
Внешне QR-код (с англ. – quick response переводится как быстрый ответ) – это квадратный штрих-код, состоящий из черных точек и пробелов. Многие компании используют эти коды для хранения и распространения самой различной информации. Это может быть, например, обычный текст, адрес в сети интернет, контактные данные человека или платежные реквизиты. Функцию оплаты посредством QR-кодов активно внедряют в свои мобильные приложения банки Беларуси.
Чем же платеж по QR-коду может быть удобнее, чем, к примеру, оплата банковской платежной карточкой или смартфоном с функцией бесконтактной оплаты?
- Не требуется предъявления банковской платежной карточки, нужен лишь телефон, на котором установлено мобильное приложение банка. Деньги идут c привязанной банковской платежной карточки, счета или электронного кошелька покупателя на счет продавца.
- Для оплаты по QR-коду подойдет любой телефон с камерой, который поддерживает банковские приложения. Тогда как для бесконтактной оплаты смартфоном с функцией бесконтактной оплаты требуется NFC-модуль.
- Оплата по QR-коду дает возможность платить там, где нет POS-терминалов, предоставляет идеальные условия для точек самообслуживания.
- Оплата по QR-коду имеет свои положительные моменты в части безопасности, так как при использовании мобильного приложения банка требуется дополнительная авторизация в нем.
Воспользоваться таким способом оплаты несложно. Если магазин, в котором вы собираетесь совершить покупку или ресторан, в котором вы ужинаете подкючены к сервису оплаты посредством QR-кода, то выбрав товар ли заказав услугу, вам нужно:
отсканировать QR-код, который соответствует желаемому товару или услуге. В зависимости от возможностей конкретного сервиса оплаты, это можно сделать или в специальном приложении мобильного банкинга, или стандартным сканером QR-кодов, установленным на мобильное устройство;
проверить информацию о товаре или услуге, названии магазина и сумму к оплате;
нажать кнопку ”оплатить“ и деньги спишутся с вашего счета. Вы получите электронный чек, а продавец получит уведомление об оплате.
Пусть у вас все получится. Спасибо за внимание!