Программа творческой деятельности
Сроки и этапы проведения проекта |
Основные направления |
Подготовительный (сентябрь 2020 – декабрь 2020) Цель: оценка состояния готовности коллектива к работе в инновационном режиме |
- обсуждение идеи инновационного проекта на педагогическом совете. Изучение нормативных правовых актов по осуществлению инновационной деятельности в учреждении образования; - cамоопределение педагогического коллектива на участие в инновационной работе. Определение проблемного поля, выявление наиболее актуальной и социально-значимой проблемы. Поиск и оценка инновационных идей для ее разрешения; - исследование, изучение научно-методических источников, результатов экспериментальной деятельности с целью поиска инновационной идеи; - создание комплекса условий (организационных, информационно-методических, кадровых, материально-технических, мотивационно-психологических), обеспечивающих эффективность и качество внедрения инновационного проекта; - оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для осуществления инновационной деятельности; - мотивация учителей на инновационную деятельность и создание группы участников проекта; - мониторинг читательских умений учащихся первой ступени общего среднего образования. - издание приказа об организации инновационной деятельности в учреждении образования и функциональных обязанностях членов инновационной группы. |
Проектировочный (январь 2021 – август 2021) Цель: анализ ресурсного обеспечения; разработка комплексно-целевой программы проекта; предотвращение возможных рисков и ограничений. |
- представление инновационной модели как образа елаемого будущего для деятельности учреждения образования; - определение основных направлений исследований, форм мониторинга, форм отчётности, анализа и оформления полученных результатов, форм коррекции, возможных рисков и путей их преодоления; - создание программы внедрения модели читательских компетенций как средства подготовки учащихся к жизни в современных информационных условиях; - разработка документации учреждения образования, регламентирующей инновационную деятельность; - разработка перечня индивидуальных творческих заданий для педагогов, принимающих участие в инновационной деятельности; - определение задач деятельности, ожидаемый результат каждым участником инновационного проекта; - установочный семинар для участников проекта по уточнению критериев и показателей эффективности инновационной работы гимназии и участников проекта, определение направлений исследований педагогов по теме проекта; - документальное оформление инновационной деятельности на уровне учреждения общего среднего образования (ведение дневников инновационной деятельности, разработка плана повышения квалификации участников проекта, разработка содержания программных мероприятий проекта и др.); - обеспечение режима развития в рамках реализации инновационного проекта. |
Диагностический этап (сентябрь 2021 г. — ноябрь 2021 г.) Цель: определение и создание оптимальных условий для реализации проекта. |
- диагностика готовности и мотивации педагогов к инновационной деятельности; - диагностика готовности методической и социально-психологической службы к организации и сопровождению инновационной деятельности; - выявление уровня мотивации субъектов образовательного процесса; - диагностика уровня сформированности читательских компетенций субъектов образовательного процесса; - анализ уровня обученности учащихся; - диагностика уровня креативности, способности к саморазвитию; - анализ результатов диагностик. |
Практический этап (декабрь 2021 г. — январь 2023 г.) Цель: обеспечение выполнения программы реализации проекта. |
организация деятельности педагогического коллектива по реализации проекта; - научно-методическое консультирование, методическое сопровождение всех участников инновационной деятельности; - проведение психолого-педагогических консилиумов, систематической учёбы (семинары, практикумы, консультации и т.п.); рефлексивных и инструктивно-методических совещаний; - создание условий для интенсификации самообразовательной деятельности педагогов; - изучение отношения к инновации со стороны учащихся, их родителей и учителей; - организация контроля за осуществлением работы в четком соответствии с программой инновационной деятельности и нормативными правовыми документами, а также осуществление контроля за ведением обязательной документации в рамках инновационного проекта; - создание методических формирований педагогов- исследователей по теме проекта; - разработка и проведение уроков, факультативных занятий, внеклассной работы по формированию читательской грамотности; - организация посещения и взаимопосещения мероприятий в рамках проекта. Их анализ и обмен опытом; - поэтапный мониторинг эффективности модели, корректировочные действия; - участие в семинарах и научно-практических конференциях различного уровня; - проведение, конференций, круглых столов, дебатов, олимпиад и творческих конкурсов в рамках проекта; - расширение педагогического партнёрства в рамках реализации проекта с другими учреждениями общего среднего образования Республики Беларусь; - итоговый контроль обученности, состояния здоровья учащихся, уровня читательской компетентности и удовлетворённости участников инновационной деятельности. |
Обобщающий этап (февраль 2023 г. — май 2023 г.) Цель: анализ полученных результатов, оценка опыта инновационной деятельности учреждения образования. |
- систематизация документации участников инновационного проекта, материалов диагностики внутреннего контроля; - обобщение инновационного опыта педагогами; - анализ и оценкаэффективности внедрения модели формирования ключевых читательских компетенций учащихся; - рефлексивное осмысление всех результатов проекта; - систематизация и обобщение результатов проекта; - оформление результатов проекта, подготовка их к экспертизе, составление отчётов всеми участниками проекта; - проведение итогового семинара, презентация опыта и результатов инновационной деятельности в коллективе; - выявление направлений и перспектив инновационного развития гимназии на основе имеющегося опыта в дальнейшем; - определение форм распространения и трансляции обобщенного эффективного инновационного опыта; - организация творческих отчетов участников проекта с презентацией результатов инновационной работы. Организация мастер-классов педагогов, достигших высоких результатов в ходе инновационной деятельности; - обобщение опыта инновационной деятельности коллектива и подготовка публикаций в педагогической печати; - участие в научно-практических конференциях, семинарах, консультациях; - создание методических рекомендаций по использованию результатов проекта в гимназии и в других учреждениях образования. |
Кадровое и материально-техническое обеспечение
№ п/п |
Ф.И.О. участников |
Должность |
Квалификационная категория |
1 |
Лебедева А.Ф. |
Заместитель директора по учебной работе |
первая |
2 |
Зябко Е.И. |
Учитель начальных классов |
первая |
3 |
Левша Е.С. |
Учитель начальных классов |
высшая |
4 |
Степанова И.Н. |
Учитель начальных классов |
высшая |
5 |
Гринь Л.И. |
Учитель начальных классов |
высшая |
6 |
Сугакова А.М. |
воспитатель группы продленного дня |
первая |
Распределение функциональных обязанностей лиц, участвующих в инновации
Функциональные обязанности участников инновации будут распределяться с учетом направления деятельности каждого педагогического работника.
Консультант и руководитель проекта будут осуществлять научно-методическую поддержку инновационной деятельности.
Для осуществления инновационной деятельности в учреждении образования непосредственными участниками инновации являются директор учреждения образования, заместитель директора по учебной работе, педагогические работники: учителя начальных классов, педагог-психолог.
Программой инновационной деятельности предусматривается следующее распределение функциональных обязанностей:
директор учреждения образования, заместитель директора по учебной работе:
создание условий для организации инновационной деятельности в учреждении;
определение педагогических работников, осуществляющих программу инновационной деятельности;
разработка календарного плана инновационной деятельности;
организация методической работы с педагогическими работниками, осуществляющими программу инновационной деятельности;
взаимодействие педагогического коллектива с родительской общественностью в рамках инновационной деятельности;
обсуждение хода и анализ результатов инновационной деятельности;
проведение мониторингов, самоконтроля за ходом инновационной деятельности;
представление руководителю инновационного проекта материалов инновационной деятельности;
оформление и представление руководителю инновационного проекта справки (отчета) по результатам реализации инновационного проекта;
педагог-психолог:
осуществляет психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности;
участие в разработке календарного плана инновационной деятельности;
разработка индивидуального плана инновационной деятельности;
проведение и анализ результатов диагностики психического развития учащихся;
участие в мероприятиях, предусмотренных программой инновации (организация консультаций, тренингов, бесед и т.п.);
оценка результатов инновационной деятельности;
участие в подготовке справки (отчета) по результатам реализации инновационного проекта;
учителя начальных классов, воспитатели ГПД
непосредственное осуществление инновационной деятельности;
ведение дневника инновационной деятельности;
проведение и анализ педагогической диагностики;
систематизация, анализ и обобщение результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями и показателями ее эффективности;
разработка методических рекомендаций по использованию результатов инновационной деятельности в массовой образовательной практике.