Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Памятка по обобщению опыта

Дата: 15 мая 2020 в 13:58, Обновлено 12 апреля 2022 в 19:25

 Примерная памятка для учителя по обобщению собственного педагогического опыта

(по Н. И. Дереклеевой)

1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу.

 2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы:

 — планы, конспекты, дидактические пособия;

 — сочинения учащихся, их вопросы, ответы;

 — свои наблюдения за развитием школьника;

 — собственные наблюдения по итогам своей деятельности;

 — отмечайте при этом свои сомнения, неудачи.

 3. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы.

 4. Старайтесь формулировать тему своего исследования как можно точнее, конкретнее.

 5. Попытайтесь сами определить тему своего обобщения.

 6. Учитывайте при этом полезность формы обобщения в вашей непосредственной профессиональной деятельности.

 Это могут быть такие формы, как:

 — реферат;

 — доклад;

 — статья;

 — научная работа;

 — теоретическое сопровождение к методическому планированию и дидактическим материалам (планы, памятки, карточки, схемы, алгоритмические таблицы, перфокарты, программированные карточки).

 7. Составьте план обобщения собственного опыта.

 8. Тезисно анализируйте результаты выполнения каждого пункта плана.

 9. Излагайте в плане факты, подтверждающие, или опровергающие ваши выводы.

 10. Работая над текстом описания своего опыта, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия

 11. Следите за связанностью и правильностью речи (проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок).

 12. Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.

 13. Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — его результат. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

 14. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т. д.), сопроводив их краткими разъяснениями.

 15. Работая над обобщением собственного опыта, поддерживайте связь с каким-либо педагогическим учреждением и пользуйтесь его консультациями, обращайтесь за помощью к заместителю директора по учебно-методической работе.

 16. Помните, что обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания учащихся.

При подготовке к описанию опыта рекомендуется ответить на следующие вопросы:
 Какие результаты своей деятельности Вы считаете самыми показательными?
 Как это можно измерить и доказать?
 Что именно определило успех Вашей профессиональной деятельности?
(Методы? Средства? Приемы? Подходы к отбору содержания? Другие цели?)
 Что можно предъявить как материальный итог Вашего опыта работы?
(Карточки, схемы, набор заданий, подборка текстов, задач, инструкции, опорные схемы и
т.д.)
 Как можно систематизировать, классифицировать, обобщить, объединить
предлагаемые Вами нововведения?
 Какие примеры целесообразно представить в конкретизацию этой системы?
 Какими теоретическими положениями, источниками Вы пользовались при этой
классификации?
 Какие последовательные этапы Вы можете выделить в собственной работе в
данном направлении?
 Как можно сформулировать тему, цель, задачи, результаты Вашего опыта, какие
решаемые проблемы и противоречия указать?
 Как бы Вы рассказывали о данном опыте своим коллегам?

 

Примерная структура описания педагогического опыта


1 Информационный блок
     1.1. Название темы опыта
Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.
     1.2. Актуальность опыта
Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой
образовательной практике, на решение которых направлен данный опыт.
     1.3. Цели опыта
Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков
обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной
образовательной ситуации.
     1.4. Задачи опыта
Отражение последовательности действий по достижению цели.
     1.5. Длительность работы над опытом
Продолжительность работы, этапы.
2. Описание технологии опыта
     2.1. Ведущая идея опыта
Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на
выделенный конкретный аспект деятельности.
     2.2. Описание сущности опыта
      2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта -
что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.
      2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные
исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору,
структурированию содержания; организация познавательной деятельности
обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития,
поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).
      2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его
составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.
      2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных
приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности
обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.
      2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы
опыта, фрагменты занятий, пособий и др.
      2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.
     2.3. Результативность и эффективность опыта
      2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта,
представление методики описания и подсчета результатов.
      2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со
ссылкой на материалы приложения.
      2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.
3. Заключение
     3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.
     3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей
профессиональной практики.
  3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
     3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических
аудиториях.

 

Приложения
Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий.
Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.
Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.