План профориентационной работы
в Государственном учреждении образования «Чашникская гимназия»
на 2024/2025 учебный год
Цель: создание эффективной системы профессионального сопровождения учащихся в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда
Задачи:
- организация профессионального просвещения и консультирования учащихся, формирование у них профессионального намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, потребностей региона в рабочих кадрах;
- развитие социального партнерства в области профессионального образования и обучения;
- обеспечение профориентационной направленности учебных программ, образовательного процесса в целом.
Основные направления профориентационной работы:
- профессиональная информация;
- профессиональное воспитание.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Формы работы: профориентационные уроки; экскурсии; классный час по профориентации; встречи со специалистами; родительские собрания по профориентационной тематике.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся, работодателей и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Важно помнить, что профориентационная работа приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив учреждения, и когда соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь гимназии, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
№ п/п |
Содержание деятельности |
Срок выполнения |
Ответственные |
Организационная работа |
|||
1. |
Изучение нормативно-правовых документов. Составление плана профориентационной работы на новый учебный год |
Сентябрь |
Бородавко Ю.В., зам. директора по ВР Классные руководители |
2. |
Оформление уголка по профориентации Оформление стенда «Выпускнику» |
В течение года |
Бородавко Ю.В., зам. директора по ВР
|
3. |
Изучение методических рекомендаций по организации профориентационной работы среди учащихся |
В течение года |
Классные руководители |
4. |
Организация работы занятий дополнительного образования, спортивных секций |
В течение года |
Бородавко Ю.В., зам. директора по ВР, педагоги дополнительного образования |
5. |
Использование в профориентационной работе Internet-ресурсов |
В течение года |
Классные руководители |
6. |
Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости
|
В течение года |
Бородавко Ю.В., зам. директора по ВР |
7. |
Размещение информации по профориентационной работе на сайте |
В течение года |
Классные руководители |
Работа с педагогическими кадрами |
|||
1. |
Разработка методических рекомендаций: «Организация профориентационной работы в начальной школе», «Организация профориентационной работы в среднем звене» |
В течение года |
Классные руководители |
2. |
Оказание помощи в разработке, организации и проведении профориентационных мероприятий |
В течение года |
Классные руководители |
3. |
Оказание индивидуальных консультаций по вопросам организации профориентационной работы в классе |
В течение года |
Классные руководители |
4. |
Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности учащихся |
В течение года |
Бородавко Ю.В. |
Работа с родителями |
|||
1. |
Подготовка рекомендаций родителям по проблемам профориентации |
по запросу |
СППС, классные руководители |
2. |
Организация и проведение встреч учащихся с их родителями - представителями различных профессий |
В течение года |
Классные руководители Педагог-психолог Бирюкова Е.В. |
3. |
Организация и проведение классных, общегимназических родительских собраний по проблемам профориентационной деятельности |
В течение года |
Бородавко Ю.В., зам. директора по ВР
|
Работа с учащимися |
|||
1. |
День профориентации «Урок успеха: моя будущая профессия» |
Октябрь |
Классные руководители 11-х классов |
2. |
Анкетирование учащихся 8-10 классов с целью выявления профнаправленности |
В течение года |
Педагог-психолог Бирюкова Е.В. |
3. |
Индивидуальное компьютерное диагностирование учащихся с целью выявления характерных особенностей личности (интересов, склонностей, способностей) |
В течение года |
Педагог-психолог Бирюкова Е.В. |
4. |
Проведение классных часов по изучению учебных заведений |
В течение года |
Классные руководители |
5. |
Осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся |
В течение года |
Педагог-психолог Бирюкова Е.В. |
6. |
Организация взаимодействия с профессиональными образовательными организациями: экскурсии в профессиональные образовательные организации участие в Днях открытых дверей |
В течение года |
Бородавко Ю.В., зам. директора по ВР |
7. |
Неделя профориентации (по отдельному плану)
|
02.03-07.03 |
Классные руководители 1-11 кл. |
8. |
Конкурс рисунков в начальной школе «Профессии моей семьи» (1-4 кл.) Конкурс сочинений в среднем звене «Я мечтаю стать …» (5-7 кл.) |
02.03-07.03 |
Классные руководители 1-7 кл. |
9. |
Викторина «Угадай профессию» |
ноябрь |
Педагог-психолог Бирюкова Е.В.
|
10. |
Тест «Определи свой профиль» |
октябрь |
Педагог-психолог Бирюкова Е.В. |
11. |
Беседа «Выбор профессии – выбор будущего» |
октябрь |
Педагог-психолог Бирюкова Е.В. |
12. |
Тренинг «В профессию первые шаги» |
ноябрь |
Педагог-психолог Бирюкова Е.В. |
13. |
Конкурс стенгазет «Профессии, которые нас окружают» |
декабрь |
Педагог-психолог Бирюкова Е.В. |
14. |
Заочное путешествие «Самые востребованные профессии» |
декабрь |
Педагог-психолог Бирюкова Е.В. |
15. |
Профориентационный час «Куда пойти учиться?» |
январь |
Педагог-психолог Бирюкова Е.В. |
16. |
Классный час «Есть такая профессия – Родину защищать» |
февраль |
Педагог-психолог Бирюкова Е.В. |
17. |
Конференция для старшеклассников «Моё профессиональное будущее» |
март |
Педагог-психолог Бирюкова Е.В. |
18. |
Конкурс «Калейдоскоп профессий» |
апрель |
Педагог-психолог Бирюкова Е.В. |
19. |
Беседа «Профессии XXI века. Как выбрать?» |
май |
Педагог-психолог Бирюкова Е.В. |
20. |
Знакомство с профессиями на уроках. Расширение знаний учащихся о новых профессиях учителями-предметниками |
в течение года |
Учителя по предметам |
21. |
Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся
|
в течение года |
Педагог-психолог Бирюкова Е.В. |
Заместитель директора по воспитательной работе Ю.В.Бородавко