Инновационный проект «Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях информатизации образования (вторая ступень общего среднего образования)»
Разработчики проекта:
Гелясина Елена Владимировна, заведующий кафедрой педагогики, частных методик и менеджмента образования Государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент.
Лизука Светлана Викторовна, директор ГУО «Чашникская гимназия»,
Соболевская Екатерина Геннадьевна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Чашникская гимназия»
Научные консультанты проекта:
Гелясина Елена Владимировна, заведующий кафедрой педагогики, частных методик и менеджмента образования Государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент.
Сроки проведения инновационной деятельности: 2021–2024 годы
Цель инновационного проекта:
Выявить механизмы формирования у обучающихся на второй ступени общего среднего образования метапредметной компетентности в условиях информатизации образования.
Задачи инновационного проекта:
1. Выявить сущность и структуру метапредметного результата обучения на второй ступени общего среднего образования, уточнив его особенности для учащихся V–VI и VII–IX классов.
2. Уточнить диагностическое обеспечение модели формирования комплекса метапредметной компетентности.
3. Выявить особенности процесса формирования метапредметной компетентности обучающихся в процессе освоения ими учебных программ по различным учебным предметам в условиях информатизации образования.
4. Разработать технологическое и методическое обеспечение модели.
5. Выявить организационно-педагогические условия эффективного функционирования модели в условиях информатизации образования.
Ведущая идея заключается в следующем: формирование метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования рассматривается в качестве целевого ориентира, результата и необходимого фактора, обуславливающего повышение качества образования и достигается через реализуемые в единстве педагогические условия:
1) придание образовательному процессу таких характеристик как: гуманизм, вера в силы ребенка ориентация на его личностные потребности, продуктивность, со-бытийность, контекстность, персонифицированность, многообразие культурных практик, самостоятельности, активности, педагогической поддержки;
2) обеспечение ориентации образовательного процесса на становление субъектности обучающихся, прирастающей от пятого к девятому классу и учебной самостоятельности обучающихся;
3) обогащение содержательного наполнения образования для обеспечения его культуросообразности, вариативности, опережающего характера, аксиологичности, интегрированности предметной и метапредметной составляющих, деятельностного характера;
4) разработка метапредметной составляющей содержания образования;
5) создание технологического обеспечения образовательного процесса, представленного информационно-компьютерными (И.М.Осмоловская), исследовательскими (А.В.Леонтович, С.А.Обухов, А.И. Савенков), проектными (Е.С.Полат), интерактивными (М.В.Кларин, Т.С.Панина), кооперативного обучения (сингапурская методика, С.Каган, О.Жебровская), рефлексивными (А.В.Хуторской, Н.И.Запрудский), проблемного обучения (М.И.Махмутов, И.Я.Лернер); формирования умственных действий (Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.Н.Поспелов, Н.Ф.Талызина), формирования научных понятий (Н.Ф.Талызина), основанными на использовании моделей и схематических изображений (В.В.Давыдов, А.А.Остапенко, В.Э.Штейнберг), а также технологиями более узкого «функционального спектра»;
6) организация работы обучающихся с различными формами фиксации научного знания (факты, понятия, законы, теории, научные методы, вопросы, задачи, проблемы, гипотезы, модели, схемы) и способами его получения;
7) погружение обучающихся в разнообразные культурные практики через вовлечение в разнообразные виды деятельности;
8) цифровую трансформацию образовательного процесса путем создания и внедрения цифровых образовательных ресурсов, разработанных на основе эпистемологических сценариев (Е.В.Гелясина)
Ожидаемые результаты
Личностные.
Предполагается, что внедрение разработанной модели:
- обеспечит повышение уровня сформированности метапредметной компетентности обучающихся,
- позволит обогатить опыт педагогов по проектированию и осуществлению образовательного процесса, направленного на формирование метапредметной компетентности обучающихся в условиях информатизации,
- создаст условия для совершенствования управленческой компетентности руководителя инновационного проекта,
- повысит инновационный потенциал учреждения образования.
Методические.
В процессе реализации проекта будут:
- созданы методические продукты (сценарии уроков, цифровые ресурсы, дидактические и контрольно-измерительные материалы), внедрение которых в образовательный процесс позволит обеспечить формирование метапредметной компетентности обучающихся,
- уточнены условия эффективного внедрения модели в практику работы учреждения общего среднего образования,
- выявлены условия цифровой трансформации образовательного процесса, обуславливающей положительную динамику уровня метапредметной компетентности обучающихся.